Как помочь продавцам?
Основная задача маркетинга — это сделать усилия по сбыту ненужными. Эти слова, сказанный Питером Друкером, определили на века роль маркетингового специалиста в системе продаж. Правда, вряд ли эту задачу стоит понимать, как подмену сбытового менеджмента на мероприятия рекламного и торгового маркетинга – прямой контакт между продавцом и покупателем никто не отменит. Скоре всего, маркетинговый специалист должен помогать и обеспечивать, стимулировать и корректировать, причем, делать это должен как в отношении продавшая, так и покупателя. В результате этой работы, показатели продаж, действительно должны улучшаться.
К чему это я? В субботу позвонил бывший подчиненный, который сейчас, работая на небольшую иностранную компанию, озадачился необходимостью маркетинговыми методами стимулировать продажи и попросил совета о том, что же маркетингового нужно сделать. Коллеге посоветовал вначале подумать над тем, что же из метрик продаж он хотел бы улучшить, а уж затем, вместе можно было бы подумать над маркетинговой программой стимулирования. Чтобы понимать не просто то, чем может помочь маркетинг, но и место торгового маркетинга в системе продаж, необходимо четко представлять себе пять метрик продаж, изменение которых и будет означать эффективность маркетинговой программы и качество работы маркетингового специалиста. Вот эти пять показателей качества продаж:
- Входящие обращения — численный показатель количества потенциальных клиентов (leads). Маркетолог должен знать, каким путем люди, имеющие потенциальный интерес к товару и услугам компании, узнают о вашей компании и попадают в систему коммуникации с менеджментом компании.
- Количество выставленных счетов (количество брошенных корзин, плюс, оплаченных покупок – для интернет-магазина) — промежуточный показатель, характеризующий деловую активность.
- Число покупок (число чеков, число транзакций) — количественный показатель числа обменов товара или услуги на деньги.
- Число повторных покупок — количественный показатель того, как вы работаете с постоянными клиентами.
- Коэффициент конверсии в покупку — соотношение числа реальных и потенциальных покупателей и то, каким образом компания превращаете реальную потребность клиента в деньги.
- Средний чек — денежный показатель величины усредненной покупки (одной покупки среднего клиента).
Естественно, как маркетолог, так и продавец должны работать на рост всех этих показателей. За исключением, пожалуй, первого пункта, когда увеличение числа обращений в компанию (числа leads) происходит, скорее, за счет мероприятий рекламного маркетинга, чем за счет активности торгового персонала (в активные продажи, когда не имея денег на рекламу, бездарно и впустую используют менеджеров отдела продаж, как рекламных агентов — я не верю). При этом, в данном случае, отдел маркетинга не может увеличить продажи, он работает на рост осведомленности целевой аудитории, и, как следствие, на рост количества обращений в компанию.
Давайте же перечислим, какие маркетинговые мероприятия могут помочь продавьцам улучшить выше перечисленные метрики продаж и что сможет помочь увеличить и улучшить продажи.
Рост числа входящих обращений
Все, что делается, – делается в обмен на контакты потенциальных клиентов.
- Реклама непрямая.
- Акции, обучение, демонстрации на ивентах.
- Анонс программы консультирования и обучения пользованию.
- Анонс программе предварительного тестирования и апробации.
- Анонс программы «Трейд-ин»
- Анонс программы кредитования.
- Анонс программы персонализации предложений.
- Кросс-программы с не конкурентными марками.
- «Сарафанное радио»
- Анонс возможности «Прямая линия со специалистом».
- Используйте оборотную сторону визиток как рекламную площадку.
- Создайте e-mail рассылку с анонсом перечисленного выше.
- Выделяйте как минимум 5% бюджета отдела маркетинга на эксперименты с привлечением лидов
- Анализируйте повод и причину, которая вызвала обращение лида в компанию
- Гарантия возврата денег, если что не так.
Количество выставленных счетов
Этот показатель важен в тех сегментах, где выставленный счет или посчитанная для клиента смета характеризует, пусть и не до конца точно, но общую деловую активность, ожидание предстоящих платежей и начало практическое этапа взаимоотношений клиента и компании в «длинных» продажах.
Акция «Limited Edition» (ограниченное предложение). Акция маркетинга хорошо работает для имиджево — значимых продуктов.
- Программы стимулирования постоянных покупок;
- Программы ограниченного по времени предложения (только до конца месяца);
- Анонс поступления новинки или дефицитного товара на склад;
- Акция «Ранняя пташка» («Кто первый пришел»).
- Акция «Последний шанс».
- Акция «Анонс высоких цен» – объявление предстоящего повышения цены.
- Акция «Покажи счет конкурента».
- «Шапку» счета используйте для баннера с анонсом выгодного предложения, промоакции.
Число покупок
- Акции для «спящих» ;клиентов – расскажите им о новинках, предложите дополнительную скидку, сделайте специальное предложение.
- Выделите отдельного сотрудника для работы с VIP-клиентами.
- Используйте не анонсированные бонусы и подарки, стимулирующие покупку «сейчас».
- Программы стимулирования лидов, если те, в течение отчетного периода не делают покупок
- Дополнительная услуга или бонус для первой покупки (к примеру, доставка бесплатно).
- Создайте e-mail рассылку по клиентской базе с информированием о новинке, акции, дисконте
- Включите специальную опцию «срочная покупка» – обслуживание, обработка заказа, доставка за час.
- Сформулируйте базовое очень выгодное решение
- Заведите не очень выгодный вам, но интересный клиентам «товар-локомотив»
- Гарантия возврата денег
- Несколько условий оплаты, в зависимости от стоимости покупки, постоянства покупок
Число повторных покупок
- Программа стимулирования обязательных покупок хотя бы раз за отчетный период
- Бонус или скидка к следующей покупке, закрепляемая за клиентом при первой покупке
- Накопительная программа
- Vip-программы
- Внедрите обязательную для торгового менеджмента программу «послепродажа»
- При достижении определенной суммы покупки осуществляйте бесплатную доставку (пуско-наладку, монтаж) продукции.
- Расположите объявление с предложением на выходе (и в оффлайн, и в онлайн-
- магазине).
- Напоминайте о бонусных программах и выгодах клиентов от построчных покупок.
- Вручайте клиенту небольшой подарок сразу после покупки.
- Акция «Купон на следующую покупку».
- Акция «Закрытый клуб».
- Несколько условий оплаты, в зависимости от стоимости покупки, постоянства покупок.
- Акция «Подарок с оплаты» (возврат части стоимости товара, рибейт).
- Акция «бери или плати» – стимулитрование низкой ценой покупок в будущем.
Конверсия в покупку
- Включите специальную опцию «срочность» – клиент обсушивается вне списка ожидания, если ему это нужно.
- Персональное отношение – персональный менеджер, приоритет в отгрузках, допольнительные персональные услуги.
- Кастомизация товара и услуги.
- Расширьте гарантию на товар или услугу.
- При достижении определенной суммы покупки осуществляйте бесплатную доставку (пуско-наладку, монтаж).
- Для клиентов группы «А» сокращайте время производства, перемещения, ожидания и проверки продукта.
- Составьте пошаговую схему движения клиента с начала коммуникации до момента закрытия сделки. Протестируйте «на слабость» каждое звено менеджмента вашей компании.
- Предлагайте бесплатные бонусы (например, обучающий курс по интересующему клиента продукту)
- Акция «Альтернативное предложение» – формулируйте несколько предложений, из которых клиент выбирает.
- Несколько условий оплаты, в зависимости от стоимости покупки, постоянства покупок.
- Акция «Бери сейчас, заплати позже»
- Несколько способов и форм оплаты, удобных клиенту.
- Акция «профессиональная скидка» (групповая, отраслевая скидка), стимулирующая продажу определенным, важным для вас группам клиентов
- Акция «Ранняя пташка» («Кто первый пришел»).
- Акция «Последний шанс».
- Акция «Анонс высоких цен» – заключается в объявлении предстоящего повышения цен.
- Портфель корпоративной рекламы и информационной поддержки продаж (брошюры, презентации, видео, инфографика, отчеты, испытания и проч.).
Средний чек
- Акция «Купи три — получи бонус в подарок».
- Два по цене одного
- Акция «on-pack offer (Overfill, Жираф)».
- Ограниченное предложение выгодной покупки, бонусом, к основной покупке
- Внедрите cross-sell
- Внедрите обязательный для торгового менеджмента ритуал «Допродажа».
- Платные добавочные услуги, программы, системы и условия, увеличивающие ценность основного продукта, расширяющие его функционал.
- Программы лизинга для ваших клиентов.
- Банковские программы кредитования ваших клиентов.
- Система кредитования клиента, стимулирующщая роста чека
Если клиентов нет вообще, то, естественно, начинать надо с создания входящего потока — с leads. Каждый месяц в конце оценивайте свою работу по изменившимся показателем продаж.
