О маркетинговом аутсорсинге
Каждый из нас имеет какой-либо личный опыт, который определяет наше отношение к тому или иному вопросу. Вот, скажем, многие маркетинговые специалисты привлекали для выполнения тех или иных работ специалистов на аутсорсинге. Руководствуясь личным опытом они на форумах и в блогах будут с жаром отстаивать свою позицию, приводя аргументы за или против маркетологов на аутсорсинге. Как же быть, если стоит маркетинговая дилемма: нанимать собственную команду маркетологов или довериться маркетинговой команде аутсорсеров?
Стоит сразу определиться с терминами:
аутсорсинг – это передача ряда маркетинговых функций на основе длительного контракта. Оказание разовых услуг по «рисованию чего-то», услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом – аутсорсингом не называется.
Это просто подрядные работы, которые должны быть выполнены под руководством штатного менеджера по маркетингу – модератора всего маркетингового менеджмента в компании. Речь ниже пойдет о привлечении заштатных специалистов с передачей им четко определенных видов работ на длительное время.
О мифах выгоды маркетингового аутсорсинга
Часто, не желая глубоко вникать в задачи маркетинга или полагая, что есть более важные задачи, руководители отдают маркетинг в той ли иной форме на аутсорсинг. У многих такая передача компетенций работает. Однако, как ключевое стоит отметить, что аутсорсинговая команда всегда продает свой опыт, ограничивая заказчика масштабом опыта и компетенциями команды. Не стоит полагать, что аутсорсеры будут делать что-то большее, чем записано в их контракте и оговорено объемом работ. Этим я сразу обозначаю тот факт, что мифы в отношении маркетингового аутсорсинга существуют, множат их консалтеры и с удовольствиям в них верят заказчики. А значит, давайте разбираться: что же миф, а что реальность, когда аутсорсинг не поможет, а когда он – панацея. Итак, несколько основных тиражируемых мифов:
Аутсорсинговая команда экономически выгодна
Говорят, что… аутсорсинг позволяет компании экономить расходы на содержание и управление отделом маркетинга в компании и сконцентрироваться на основных бизнес-процессах.Рациональные выгоды: сокращение расходов на аренду офиса, на соцстрах, налогов на зарплату и других при высоком качестве результата. Все это не однозначно. Маркетинговая команда на аутсорсинге, помимо необходимости оплачивания рабочего времени специалистам, требует все тех же расходов на аренду помещения. По домам или в офисе будут размещаться специалисты, а техника, оборудования и коммуникация – все это должно оплачиваться. Аутсорсинговая команда содержит бухгалтера и руководителя, и это тоже ложиться на плечи заказчика и заложено в стоимость услуг. Помимо этого, такая аутсорсинговая команда является центром формирования прибыли для ее владельца, что уменьшает вашу прибыль.
Заказчик не может себе позволить специалистов столь высокого уровня, чем есть у аутсорсера
Говорят, что… еще одним подтверждением разумности отдачи маркетинга на аутсорсинг является дефицит высококвалифицированных специалистов по маркетингу и тот факт, что высококлассные специалисты работать на разовый проект или низкую ЗП к заказчику просто не придут. Готов согласиться, только непреложен и тот факт, что такой высококлассный специалист, работая на аутсорсера, одновременно ведет несколько проектов, а это означает, что, при всем его опыте, вам он уделяет не больше части своего рабочего времени, а знания, опыт и внимание не могут быть полностью переданы вам. А теперь представьте, что такой специалист уделяет другому параллельному проекту внимание больше, чем вам, поскольку другой проект экономически более выгоден руководителю или просто более интересен ему самому, нежели ваш.
Аутсорсеры – проверенные носители специального опыта
Еще говорят, что… раз прошлый проект такой аутсорсер выполнил хорошо, то ему проще реализовать ваш и аналогичный проект. И аутсорсер, в этом случае, эффективнее справится с задачей, чем ваша наемная команда. Быть может. Подумайте вот над чем:
- А что если аутсорсер просто по шаблону отработает ваш проект, а ситуация на рынке или маркетинговые параметры отрабатываемого проекта не идентичны?
- А что если «потренировавшись на вас», завтра такой аутсорсер предложит свои услуги вашему прямому конкуренту, да еще и передаст ему всю механику, цифры, методы, что реализовал с вами?
- Получив контракт с вами, такой специалист обязательно предложит услуги всем вашим конкурентами – в этом даже не сомневайтесь! Дело в том, что отрабатывать несколько идентичных проектов с клиентами одного рынка – так аутсорсеру проще заработать.
Но вот несколько причин, когда маркетинговый аутсорсинг работает
- Аутсорсинг в маркетинге нужен для привлечения специалистов – носителей специальных компетенций и глубоких знаний и (или) специального опыта, быть может выходящего даже на границы компетенций маркетологов. Ну если, к примеру, в службе маркетинга нет специалистов по 3D моделированию и рендерингу или съемки видео с высоты птичьего полета постоянно вводимых в строй маркетинговых объектов. Через время, помимо специальных знаний, такие специалисты начинают понимать ваш бизнес, ваш маркетинг, вашего клиента и ваш товар.
- Разумно привлечь сформированную маркетинговую команду, ранее показавшую при отработке аналогичной задачи. К примеру, для городского фестиваля стоит привлечь ту команду, что делала открытие Олимпиады в Сочи или в Москве раскручивала фестиваль «Круг света». Команда предполагает выстроенность менеджмента, внутренних коммуникаций и слаженность. Такими специалистами уже не надо управлять, перманентно наблюдать за ними и модерировать их деятельность.
- Привлекать сторонних спецов можно и к решению обычных маркетинговых задач, не требующих сугубо специальных компетенций. Это часто выгодно с экономической точки зрения, если необходимость в такого рода работах возникает эпизодически, через промежутки времени. Если штатного специалиста вы сможете нагрузить работой все 8 часов в сутки – берите штатного. Если экономика проекта позволяет оплатить штатного, даже если он будет 80% рабочего времени просто сидеть – берите штатного. В остальных случаях – маркетинговый аутсорсер просто экономически выгоднее.
- Если объем работы не может быть выполнен одним штатным сотрудником в отведенное проектом время – нанимайте аутсорсера, при условии того, что единственный штатный специалист будет координатором и модератором работы остальных аутсорсеров. Такая схема — самая эффективная для проведения количественных исследований, букинга и проведения акций в торговых точках.
- Маркетинг на аутсорсинге безусловно предпочтительнее, если ваш проект разовый, временный или фаза отработки вашего проекта начальная: пробный маркетинг или старт-ап проекта.
Во всех остальных случаях, штатная команда маркетинговых специалистов отработает задачу качественнее, она будет гибче и внимательнее, выгоднее экономически. Правда, присмотр за такой командой (простите, администрирование ее работы) точно потребуется. Удачи!
