Анализ конкурентов — как часто делать?
Говорят, что анализ конкурентов – это получение практически полезной информации о деятельности компаний, занимающих аналогичную или схожую с вами нишу, и деятельность которых напрямую или косвенно может повлиять на вашу. Собственно, это все определение и довольно емкое и пустое описание этого менеджмента. Вот на этом определении построены бесчисленные интернет-тексты с советами о том, как же этим заниматься: как выявлять конкурентов, как их анализировать и в какую стопку, никому не нужных отчетов, складывать полученные прайсы, цифры мощностей и факты о их активности.
Сегодня и наш с вами коллега высказал непонимание того, с какой же периодичностью надо анализировать конкурентов, чтобы делать это своевременно?
Как только кто-то в вопросе коллегам, консалтинговом спиче или распоряжении подчиненному связывает воедино два слова: «анализ» и «периодичность», сразу же начинается путаница. Давайте разберемся…
Анализировать конкурентов или мониторить?
Анализировать – означает исследовать что-либо детально, сделать выводы по результату, с целью принять решения о реакции на выявленное. Анализировать – это разбирать, думать, делать выводы и подготовить решение. Это не бесконечный во времени процесс. Цель и результат анализирования – последующее действие.
Начинать внализировать факты, цифры и сведения надо не «с периодичностью», а как получите достаточно данных. Если вам задают задачку: проанализировать к понедельнику динамику изменения цен за предыдущий год, то, простите, при чем тут периодичность»?
Важно еще понимать, что:
- Анализируют, обычно, аналитики.
- Готовят решение, обычно, менеджеры, уполномоченные на подготовку и принятие решения.
- Мониторят (следят за чем-то) и не занимаются аналитической работой люди, собирающие цены и прочую информацию с рынка по установленным критериям отбора и с заданной периодичностью.
Как только начинают говорить о периодичности проведения некой работы, то, скорее всего, говорят о «мониторинге».
Что такое мониторинг?
Мониторинг – непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметра объекта, осуществляемый по заданным методам наблюдения. Составляющие процесса мониторинга:
- Выявление ключевых параметров наблюдения
- Получение данных с необходимой периодичностью
- Систематизация данных – выработка алгоритма их соотнесения друг-с другом
Мониторинг – важная составляющая аналитической работы, но это не сам анализ конкурентов!
Пример того, чем мониторинг отличается от анализирования:
Вы решили испечь пирог и поставили опару (тесто). Наблюдать, чтобы тесто «не убежало» вы можете бесчисленное число раз, но лучше, не больше разумного – как только тесто начнет показываться из под крышки. Анализировать же, готово тесто для выпечки или нет, вы будете один раз, строго по рецептуре – через 2 часа после постановки теста на брожение.
Ключевое про мониторинг и анализ клиентов
Если говорить о мониторинге и анализе, то важно понимать следующее:
- Наблюдать за чем-либо – это не означает анализировать информацию;
- Мониторить надо не «конкурентов», а метрики – изменяемые параметры.
- Мониторить можно:
- С периодичностью. Вот с какой периодичностью (цикличностью) меняются наблюдаемые параметры, вот с такой периодичностью и надо мониторить.
- На точку актуализации. Назначается дата, к которой собирают цифры
- При тектоническом сдвиге – это когда случается что-то, что изменяет всю сложившуюся ранее систему метрик (дефолт, банкротство, действие государственного регулятора). Даже если вы не получили от шефа задачу по актуализации – провести мониторинг нужно автоматически;
- курс нацвалюты/цены импортеров;
- показатели качественной дистрибьюции/цена на полке;
- изменение показателя количественной дистрибьюции /изменение выручки
- и т.д.
- Мониторить цены в официальных прайс-листах бессмысленно, если конкурент имеет неофициальную скрытую систему мотивации покупателей (рибейты, скрытые колонки прайса, договоры об оказании маркетинговых услуг и оплата бонусов по ним, помимо скидок в прайс-листе);
- Мониторить нужно измеримое. Часто наблюдают за рекламной активностью компаний, но:
- не понятно, сколько это стоило;
- если у вас столько денег нет, то зачем вам их опыт?
- если вы не можете представить результат их маркетинга, то зачем вам их цифры затрат на маркетинг?
- Мониторить за выставочной активностью конкурента, за количеством сотрудников в их компании глупо, если не понимаешь, за какими цифррами (параметры) нужно следить.
- Запрашивать с той или иной периодичностью парйс-листы всех конкурентов – не имеет смысла.
- Если не понятно, какой репутационный, коммерческий и финансовый результат принесла рекламная кампания конкурента, то зачем мониторить – какого формата баннеры и с какой периодичностью они размещают?
- полученные мониторингом данные недостоверны;
- полученные данные не полные;
- период полученных данных слишком мал для анализа и требуемого горизонта планирования.
- проч.
Как анализировать конкурентов?
Ключевое:
- Перед тем, как приступить к мониторингу, требуется постановка двух задач:
- аналитическая задача (что вы хотите понять);
- задача для мониторинга (что потребуется изучать);
Есть несколько видов анализа показателей деятельности рыночных игроков. Каждый делается для решения конкретных задач.
Комплексный анализ
Хотите посмотреть анализ конкурентов? Посмотрите, что такое 7P-анализ. Это пример того, как сравнивается весь комплекс маркетинга нескольких брендов. Пример иллюстрирует то, как правильно выделить метрики для мониторинга, как определить вес ключевых факторов для анализа и как автоматизировать анализ. Этот шаблон учитывает рыночные конкурентные преимущества, каналы привлечения пользователей, важное, для их случая, – локацию точек, дистрибьюцию, специфику предложений услуг и проч. Если говорить о периодичности, то вот этот анализ может делаться регулярно, но не чаще того, как меняются существенные показатели деятельности (см. пункт 3 выше).
Сравнительный анализ
Самый распространенный из видов конкурентного анализа, когда определяются важный показатель и сравниваются рыночные игроки или ваша фирма и конкурент, но только по этому параметру. Комплексный «7P» анализ (или попытка сравнить показатели комплекса маркетинга — 4P) – частный случай сравнения. Самая простая форма сравнения – A/B (AB, A-B) тестирование. Пример: сравнение «показателя качественной дистрибьюции» марки или сравнение «уходимости с полки» двух товаров одной группы. Это регулярный менеджмент, если изменяются наблюдаемые параметры.
Проверка гипозезы
Проще рассказать на примерах. Проверить влияние нового товара конкурента на продажи основного товара в сегмента частного домостроения – этот анализ проводится тогда, когда предположение о том влиянии может иметь место. Такого рода анализирование делается не периодически, а в том момент, когда появляется гипотеза и когда получены необходимые данные.
Еще пример: влияния «консьюмер промо» в торговом зале на количество чеков с промотируемым товаром – выполняется в тестовом режиме на нескольких точках перед массовой промо-кампанией в федеральном масштабе. Гипотезу достаточно проверить один раз и незачем это делать регулярно.
Ситуативный анализ
Подобный анализ конкурента проводят когда необходимо промониторить, сделать выводы и принять решение по факту сложившейся ситуации. Пример: рыночный игрок заключил контракт с ключевым потребителем. Ваша компания опечалилась. Вы получили задачку от босса: проанализировать итоговый результат: Разбор ситуации прояснит: удовлетворенность клиента, возможность продолжения сотрудничества, экономические, маркетинговые и менеджерские особенности сделки и проч.
Еще пример: На ваш рынок вышел новый конкурент. Занял полки, сделал промо. Вы получили задачу: проанализировать сложившуюся ситуацию – за счет каких конкурентов он получил долю, как в дальнейшем будут перераспределяться доли игроков рыночного сегмента. Такого рода анализирование не делается часто!
Что-то вместо вывода
Друзья, если услышите канцеляризм «периодический анализ конкурентов», поправьте говорящего или , как минимум, уточните – анализируют не кого-то, а цифры! Нет такого общего и регулярного, с установленной периодичностью менеджмента. Мониторинг может быть регулярным периодическим.
