Хочу в город без рекламы
Вчера краем глаза смотрел по ТВ мультфильм «Футурама». Цитирую по-памяти:
— Они что, прямо в сон транслируют рекламу?
— А что, в вашем веке не было рекламы?
— Была, но не во сне…. Только в журналах, фильмах, по радио и телевидению, на спортивных играх, автобусах, молочных коробках, майках, банданах и на небе…., но не во снах же!
Вообще современный человек чтобы выжить должен уметь привыкать: к плохой экологии, обилию раздражающих внешних факторов, отсутствию личностного пространства вокруг себя, а то, что личностное информационное пространство просто отсутствует — пожалуй, не новость ни для кого. Современный человек чтобы не сдуреть должен фильтровать и отторгать огромное количество поступающей извне информации.
Про кризис в рекламе
Наметившийся два-три десятка лет назад кризис рекламы был отодвинут за счет применения новых форм рекламы, новых рекламных носителей. Последние годы достучаться до покупателя удается с применением комплексных рекламных кампаний с применением массовых бомбардировок сознания «по всем фронтам», либо созданием «Waw!»-эффектов в рекламе. В погоне за этим эффектом заказчики и рекламисты часто вынуждены балансировать либо на гране приличествующего и не приличного,
либо создавать рекламные коммуникации стоимостью «запредельной» для рекламных бюджетов большинства брендов.
Желая «массово отбомбардироваться» рекламисты зачастую задачу создания качественной рекламной коммуникации с клиентом (точно, выверено, понятно для клиента) подменяют задачей «массового присутствия» на рынке. В результате опять-таки мы видим маркетинговые идиотизмы уровня: «Соляночка — это Кока-Кола по-русски».
Вторая составляющая кризиса в рекламе
Это проблема не формы, а содержания. Она мне представляется куда более значимой. С первых минут существования рекламы практически все сообщения строятся на схеме: вот у них (тех кто в рекламе) все хорошо, от-того, что у них есть рекламируемый продукт, а у вас его нет. Результатом покупки рекламируемого продукта является обязательное улучшение качества жизни, удовлетворенность, кайф, драйв и проч.
Но если пойти на поводу у рекламы и купить, то в результате быстро выясняется, что йогурт — не такой уж и полезный, а, скорее, бесполезный, телевизор, на который копили месяцами, или брали кредит устаревает за пару месяцев еще до возврата кредита, духи — не привлекают мужиков, как обещала реклама и они толпами за тобой не ходят. Так содержание вырабатывает стойкий иммунитет к рекламе, к новинкам и диктует необходимость придумываения новых рекламных форм, массовую бомбардировку сознания, в общем всего того, что описано выше про кризис рекламы.
Нет, я не про нечестность рекламы! Я про то, что схема (рекламируемый продукт — панацея для вас и (или) то самое, что вам срочно необходимо сейчас) — порочна. Обманутое ожидание непременно будет наказано отсутствием (постоянным снижением) вторичных покупок.
Что же делать?
1. Снизить рекламную нагрузку на клиента (покупателя, потребителя). Я хочу жить в городе Сан-Пауло в Бразилии. Знаете почему? Там нет рекламы! Точнее она там есть, но строго регламентированная. В начале поста приклеена фотка ничем не примечательного одного из многочисленных перекрестков 11 миллионного города. Так было совсем недавно. Теперь вот так:
Страшно подумать, но это все, что осталось от рекламы сети ресторанов этой марки. Город объявлен «чистым городом». Чистым во всех смыслах, включая и информационную чистоту. после соответствующего распоряжения мэра города разом было демонтировано более 15000 рекламных поверхностей, включая щиты, знаки и логотипы, весь общественный транспорт — так же остался без рекламодателей.
«Как живете без рекламы?», — спрашивают владельцев магазинов, кафе ошарашенные посетители. На самом деле трудно себе представить, как индустрия продажи может существовать без рекламной поддержки. Использую другие средства, — сказал сын владельца небольшой закусочной, — используем купоны, карты клиентов, разносим продукты, воду и еду по клиентам и, тем самым, информируем о нас и нашем предложении, ну и реклама у нас, как видите, все же есть. Это он про вывеску над заведением и 2 постера А1 в витрине. По местному нововведению, если фасад здания меньше 10 м в ширину, то размер конструкции не должен превышать 1,5 кв. м.
Я так понимаю, что при сниженной рекламной нагрузке даже 2 постера смогут сделать больше, чем тысячи долларов при вот таком засилье рекламы.
Кстати, в ноябре демонтировали знаменитую на всю Москву звезду Мерседеса.
Пока собянинская администрация держит слово, данное в сентябре: «убрать всю рекламу с крыш зданий». Еще в мае правительство Москвы запретило размещение крупноформатной рекламы на строительных и временных ограждениях, строительных сетках, теперь демонтирует рекламные конструкции, срок договора на которые вышел.
Надеюсь, что в итоге снимут всеже не мера, а рекламу.
2. Необходимо «выгнать торговцев из храма!». Пусть рекламой занимаются не торговцы, а рекламисты.
Рекламу надо не просто размещать, рекламу надо делать, тогда неприличной, нецелевой, СПАМерской рекламы станет меньше, и конечно же не будет вот так выглядеть Чебурашка на упаковке товара. Чем меньше «неформатной», «нецелевой», «суетной» рекламы – тем заметнее качественные коммуникации.
3. Следить за рекламными коммуникациями с использованием Ваших брендов.
В противном случае обязательно окажитесь где-то между зерном и отрубями.
Если все так и случиться, то на простой штендер у магазина будем смотреть как на произведение искусства, а отдачи от него будет, как от целой рекламной кампании.
4. Информируйте, но не раздавайте обещания: ваши «ресницы увеличатся на 70%», «в нем так много молока», «миг и голова не болит». Ну что будет, если не увеличаться и через миг боль не пройдет?
5. Слушайте и смотрите сами, что в итоге получилось в результате творчества: «чтобы сделать наггетсы, которые я предложу своей семье, нужна земля…». Вот прямо так: нужна земля для приготовления наггетцев!
